Педагогический процесс и его характеристика. Образование как педагогический процесс Педагогический процесс как система структура цели содержание
Современная педагогическая теория представляет педагогический процесс как динамическую систему. Слово «система» (от гр. Systema - целое, составленное из частей) означает целостность, представляет собой единство закономерно расположенных и взаимосвязанных частей. Основными признаками системы являются: а) наличие компонентов, которые можно рассматривать в относительной изолированности, вне связями с другими процессами и явлениями; б) наличие внутренней структуры связей между этими компонентами, а также их подсистемами; в) наличие определенного уровня целостности, признаком которой является то, что система благодаря взаимодействию компонентов получает интегральный результат; г) наличие в структуре системообразующих связей, объединяющих компоненты, как блоки, части в единую систему; д) взаимосвязь с другими системами.
Системное видение педагогического процесса позволяет четко выделять компоненты, проанализировать все разнообразие связей и отношений между ними, квалифицированно управлять педагогическим процессом.
Педагогический процесс как система протекает в других системах: образовании, школе, классе, на отдельном уроке и тому подобное. Каждая из таких систем функционирует в определенных внешних, в том числе природно-географических, общественных, производственных, культурных и т.д. и внутренних условиях, которыми для школы является материально-технические, морально-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия. Каждая из систем имеет собственные составляющие. Компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, есть педагоги, вы-хованци-и условия воспитания.
Какая же строение педагогического процесса? В воспитательной работе педагог ставит перед собой цель воспитания. Для того, чтобы ее достичь, он конкретизирует свои действия, то есть определяет задачи; для реализации задач применяет соответствующие педагогические средства. Если при этом достаточно учитываются закономерные связи и условия, то между педагогом и воспитанниками устанавливается сотрудничество, педагог вызывает и организует активную деятельность учащихся, направленную на усвоение человеческого опыта, добивается определенного прогресса в индивидуальном развитии относительно цели воспитания, потенциально проявляться в результатах воспитания.
К педагогических средств в широком смысле относятся: содержание, подлежащего усвоению; методы и организационные формы воспитания, с помощью которых педагог вызывает активную деятельность воспитанников, устанавливает взаимосвязи, организует процесс.
Итак, педагогический процесс характеризуют: цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитанников, достигнутые при этом результаты (рис. 6).
Обычно, это и есть целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты, образующие систему. Целевой компонент процесса содержит все разнообразие целей и задач педагогической деятельности: от общей цели - всестороннего и гармоничного развития личности - к конкретным задачам формирования определенных качеств или их элементов. содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждое конкретное задание; содержание, которое необходимо усвоить. Деятельностный компонент предусматривает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию и управление процессом. Результативный компонент процесса характеризует достигнутые сдвиги относительно поставленной цели.
Второй важным признаком педагогического процесса как системы является наличие в нем внутренней структуры связей между компонентами и их подсистемами.
Целостность педагогического процесса
С целью научного анализа и характеристики педагогического процесса мы говорим об этом процессе вообще. На самом деле педагог имеет дело с процессом обучения, многими образовательными процессами (нравственное воспитание, трудового, экологического и т.д.), процессами развития индивидуальных особенностей учащихся (способностей, склонностей, интересов и т.п.). Например, развитие познавательных, трудовых, эвристических, изобретательских и других способностей школьников, который уже много лет на специализированных уроках творчества и во внеклассной работе успешно осуществляет известный педагог-новатор с подмосковного Реутова И. П. Волков.
Педагогический процесс является не механическим сочетанием этих процессов, а новым качественным образованием, в котором все составляющие процессы подчиняются единой цели. Сложная диалектика отношений в середине педагогического процесса заключается в наличии общего и сохранении специфического.
Специфика процессов обусловлена их доминирующими функциями. Процесс обучения преимущественно влияет на интеллектуальную сферу личности, непосредственно формирует Ее сознание. Поэтому он вносит особый вклад в учебную функцию. Процесс воспитания обращен прежде всего к отношений, действий и эмоций личности. Он преимущественно влияет на мотивационную и деятельностной поведенческую сферу. В связи с этим его доминирующей функцией является функция воспитательная.
Каждый из процессов в целостном педагогическом процессе выполняет и сопутствующие функции. Так, процесс обучения осуществляет не только учебную, но и воспитательную и развивающую функции; процесс воспитания - учебную и развивающую. Специально построенные процессы развития способностей, наклонностей учащихся существенно влияют на расширение и углубление их знаний, умений, навыков, на формирование отношений к соответствующим видам деятельности, поведение. То есть выполняют соответствующую учебную и воспитательную функции. Этот характер взаимосвязей отражается целью, задачах, содержании, формах и методах органично неотделимых процессов. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, которые впоследствии значительное влияние на развитие мышления, формирование научного мировоззрения. В содержании воспитания преобладает формирование ценностных ориентаций, опыта отношений к окружающей действительности и самого себя, мотивов, способов и правил социально значимой поведения и деятельности. В то же время содержание воспитания развивает у учащихся представление, способствует формированию знаний и умений, стимулирует интерес к учебе, их активность в учении.
Методы (пути) обучения и воспитания отличаются акцентом: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не исключаю-либо их, использует способы, которые влияют на мотивационную и деятельно-поведенческую сферу. В то же время методы обучения и воспитания взаимосвязаны. Невозможно формировать любую качество личности, а не обучая учеников овладевать нормами общественного поведения, а не стимулируя их учения.
Итак, все составляющие педагогического процесса благодаря взаимосвязям создают новое качественное образование, для которого характерна целостность. Именно целостность педагогического процесса обеспечивает условия для реализации главной цели образования - полноценного всестороннего и гармоничного развития личности.
4. Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации
Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.
Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.
Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.
Структура педагогического процесса включает в себя:
1. Цель – выявление итогового результата.
2. Принципы – это основные направления в достижении цели.
4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.
5. Средства – способы «работы» с содержанием.
6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.
Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.
Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.
1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).
2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.
Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.
Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).
Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.
Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.
Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.
Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.
Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.
Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.
Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.
Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.
1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.
2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:
1) генетический фактор – наследственность;
2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.
3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:
1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;
2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.
4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:
1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;
2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.
5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) качества личностного восприятия учащегося;
2) логики усвоения воспринятого учащимся;
3) степени практического использования учебного материала.
6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.
7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:
1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;
2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;
3) уровня условий выражения педагогического процесса.
Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.
Определим главные принципы педагогического процесса.
1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.
2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.
3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.
4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.
5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.
7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.
8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.
10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.
11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.
12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.
13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.
14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.
15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.
16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.
Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.
| |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
3. Особенности педагогического процесса при личностно - ориентированном педагогическом процессе
Заключение
Библиографический список
Введение
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине 19 века в трудах прогрессивных педагогов стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средства без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средства.
Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, ученого и воспитательного элементов школьной деятельности. Прогрессивные идеи Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова и др.
Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. Однако начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение и воспитание как относительно самостоятельных процессов.
Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х гг. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.
1. Педагогический процесс как система
Педагогический процесс - взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, - главные характеристики педагогического процесса.
1.1 Педагогический процесс как целостное явление
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность - объективное, но не постоянное их свойство, может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Целостность педагогических объектов, наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
Целостность педагогического процесса обеспечивается:
Организационно |
||
Отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством, т.е. взаимосвязью следующих элементов: · Знаний, в том числе о способах выполнения действий; · Умений и навыков; · Опыта творческой деятельности; · Опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру |
Единством данных процессов-компонентов: · Освоения и конструирования содержания образования и материальной базы; · Делового взаимодействия учителей и учащихся по реализации содержания образования; · Взаимодействия учителей и учащихся на уровне личных отношений; · Освоения учащимися содержания образования самостоятельно |
1.2 Сущность педагогического процесса
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.
1.3 Структура и компоненты педагогического процесса
педагогический процесс ориентированный обучение
Педагогический процесс (ПП):
Целенаправленная педагогическая деятельность взрослых и ее носитель - педагог являются системообразующими компонентами ПП;
Ребенок - основной и главный компонент педагогического процесса;
Организационно-управленческий комплекс - формы, методы обучения и воспитания;
Педагогическая диагностика - объективное фиксирование с помощью специальных методик успешности отдельных направлений ПП;
Критерии эффективности ПП - оценка (характеристика): усвоенных детьми знаний, умений, навыков; привитых убеждений; повседневного поведения (главный критерий);
Организация взаимодействия с социальной и природной средой - внешний спектр взаимодействия, носящий как целенаправленный, так и стихийный характер;
2. Методологические подходы к построению современного педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, комплексный
Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются, как совокупность взаимосвязанных компонентов:
1) цели образования;
2) субъекты педагогического процесса; субъекты - все участники педагогического процесса (учащиеся и учителя);
Личностный подход - признает личность, как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, не допускает сведения личности к натуре (витальные или физиологические потребности). Личность выступает как цель, как результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Ценится уникальность личности, нравственная, интеллектуальная свобода. Задача воспитателя с точки зрения этого подхода - создание условий для саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала.
Комплексный подход - ориентирует исследователя на рассмотрение группы явлений в совокупности (например, при изучении темы «система социального воспитания в школе», исследователь учитывает объективные и субъективные условия и факторы, влияющие на эффективность социального воспитания детей в школе, взаимосвязь гражданского, нравственного, трудового, экономического, физического и других типов воспитания, единство и координацию влияний школы, семьи, социума на воспитание детей).
3. Особенности педагогического процесса при личностно-ориентированном педагогическом процессе
Личностно-ориентированное обучение -- обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.
Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Такие выдающиеся психологи, как А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс писали о влиянии школы на формирование личности учащихся. Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком методе обучения как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение. Роджерс так же подчеркивал, что по сложившейся традиции упор в образовании делался лишь на интеллектуальное развитие, а не на личностное. Он выделял два основных направления в образовании: авторитарное и человекоконцентрированное, свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то, что хочется и нравится.
У Роджерса существует два слова, характеризующих образовательный процесс: обучение и учение. Под обучением Роджерс понимает процесс воздействия учителя на учеников, а под учением -- процесс развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся в результате их собственной деятельности. Он выделяет следующие установки учителя при использовании личностно-ориентированного метода: открытость учителя межличностному общению с учащимися, внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, в его возможностях и способностях, умение видеть мир глазами учащегося.
По мнению К. Роджерса -- обучение должно нести за собой личностный рост и развитие. А учитель, придерживающийся таких установок, может позитивно влиять на развитие личности учеников. Также необходимым условием является использование общих методических приемов. К таким приемам относятся: использование ресурсов чтения и создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, создание разнообразных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, т. е. фиксация четкого соотношения объемов учебной работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения, организация процесса обучения в разновозрастных ученических группах, распределение учащихся на две группы: склонные к традиционному обучению и к гуманистическому обучению, организация групп свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения.
Заключение
Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируется на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.
Современное образование представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что, и призвано обеспечить личностно-деятельный подход. Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей, их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей. Педагогическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов педагогического развития детей, их реализация в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического педагога сводится к тому, чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей то аналогичная задача, связана с ускорением педагогического развития ребенка, трансформируется в проблему: обеспечение раннего выявления задатков и их превращения в высокоразвитые способности. Еще одна сложная задача в психологической службе в системе образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы педагога здесь сводится к тому, чтобы с позиции этой науки оценить содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждения, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста. Таким образом, образование как объединение обучения и воспитания является средством развития личности и формирования ее базовой культуры на различных возрастных уровнях.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002. - 264 с.
2. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1998. -139 с.
4. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М.: Просвещение, 1969. - 265 с.
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Логос, 1996. - 321 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Педагогический процесс - как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Функция, структура и этапы педагогического процесса.
реферат , добавлен 14.07.2011
Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса. Функция, анализ, диагностика эффективности и разработка урока.
курсовая работа , добавлен 18.10.2008
Личностно - ориентированные технологии обучения. Структура деятельности учителя и ученика в традиционноми личностно - ориентированном обучении. Приминение личностно - ориентированного обучения на уроках химии. Организация личностно ориентированного урока.
курсовая работа , добавлен 16.01.2009
Целостность педагогического процесса, его функции и основные сложности. Структура педагогического процесса. Цель как компонент структуры педагогического процесса. Таксономия Блума. Классификация учебных целей и ее реализация в образовательном процессе.
курсовая работа , добавлен 20.05.2014
Характеристика методики и раскрытие сущности личностно-ориентированного обучения в педагогической практике. Комплексный анализ различных подходов к проблеме личностно-ориентированного обучения и определение его отличий от традиционной системы обучения.
курсовая работа , добавлен 08.04.2011
Процесс обучения, развития учащихся в современной средней общеобразовательной школе. Психолого-педагогические проблемы содержания образования. Использование технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе. Организация учебного процесса.
курсовая работа , добавлен 02.05.2009
Педагогические технологии в образовании: понятие, структура, классификация. Особенности личностно ориентированного обучения. Реализация проектной и модульной технологий на уроках. Результативность применения информационно-коммуникационных технологий.
дипломная работа , добавлен 27.06.2015
Возникновение и развитие личностно-ориентированного обучения; подходы, отличительные черты и особенности его применения на уроках изобразительного искусства. Принципы обучения дизайну; разработка плана-конспекта уроков по программе Б.М. Неменского.
курсовая работа , добавлен 01.04.2013
Изучение ретроспективы формирования концепции личностно-ориентированного обучения. Рассмотрение основных понятий данной концепции. Описание условий, необходимых для реализации технологий личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе.
курсовая работа , добавлен 21.10.2014
Авторская концепция организации педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход для развития всех сторон личности ребёнка. Образовательный, воспитательный и развивающий блоки педагогического процесса. Личности с умением учиться как результат.
О том, что латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение», мы уже знаем. Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Капте-рева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт - целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный процесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими понятия тождественны.
Рассмотрим педагогический процесс как систему (рис. 5). Первое, что бросается в глаза, - наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.
Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и другие условия.
Структура (от лат. structura - строение) - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчеркивалось, что понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект - он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.
Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показатель процесса, условий его протекания или величины достигнутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изучения системы. Анализировать систему педагогического процесса по всем теоретически возможным критериям не только затруднительно, но в этом нет никакой нужды. Исследователи выбирают только такие, изучение которых раскрывает наиболее важные связи, обеспечивает проникновение вглубь и познание неизвестных ранее закономерностей.
Какую цель преследует студент, впервые знакомящийся с педагогическим процессом? Конечно, прежде всего он намеревается понять общее строение системы, взаимосвязи между ее главными компонентами. Поэтому системы и критерии их выделения должны соответствовать намеченной цели. Для выделения системы и ее структуры воспользуемся известным в науке критерием рядоположности, позволяющим выделить в исследуемой системе основные составные части. Не забудем и о системе протекания процесса, в качестве которой будет выступать «школа».
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельност-ный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятелъностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью (рис. 6).
Немало систем педагогического процесса выделено для анализа связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют информационные, организационно-де-ятельностные, коммуникативные связи, проявляющиеся в процессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-следственные связи, выделяя среди них наиболее существенные. Например, анализ причин недостаточной эффективности педагогического процесса позволяет обоснованно проектировать будущие изменения, избегать повторения допущенных ошибок. Небесполезным оказывается учет генетических связей, т. е. выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании, обеспечивающих должную преемственность при проектировании и осуществлении новых педагогических процессов.
Последние десятилетия развития педагогической теории характеризуются стремлением выделять функциональные связи между объектами педагогических систем, использовать для их анализа и описания формализованные средства. Ощутимые результаты это приносит пока лишь при изучении простейших актов обучения и воспитания, характеризующихся взаимодействием минимального числа факторов. При попытках функционального моделирования более сложных, приближающихся к реальным многофакторных педагогических процессов очевидна чрезмерная схематизация действительности, не приносящая заметной пользы познанию. Этот недостаток упорно преодолевается: используют более тонкие и точные формализованные описания процесса внедрения в педагогические исследования новых разделов современной математики, возможностей вычислительной техники.
Чтобы яснее представить себе педагогический процесс, протекающий в педагогической системе, необходимо выяснить слагаемые системы народного образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает подход, изложенный американским педагогом Ф.Г. Кумбсом в книге «Кризис образования. Системный анализ». В ней автор основными компонентами системы образования считает: 1) цели и первоочередные задачи, определяющие деятельность систем; 2) учеников, обучение которых - основная задача системы; 3) управление, осуществляющее координацию, руководство и оценку деятельности системы; 4) структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; 5) содержание - основное, что школьники должны получить от образования; 6) преподавателей; 7) учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т. д.; 8) помещения, необходимые для учебного процесса; 9) технологию - все приемы и методы, используемые в обучении; 10) контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экзамены, качество подготовки; 11) исследовательскую работу для повышения знаний и усовершенствования системы; 12) затраты показателей эффективности системы 1 .
Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложившейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:
1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы.
3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания.
4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы, непрерывное совершенствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований.
5. Ученики, обучение и воспитание которых - главная задача системы.
6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия
7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.
8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные).
9. Организация и управление.
В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью в системе и характером взаимосвязей с другими.
Но мало увидеть систему вообще. Надо понять ее развитие - увидеть по составляющим ее элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и наступающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии.
Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.
Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.
Предмет педагогического труда - формирований человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.
Средства (орудия) труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемо-го, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.
О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыдущих разделах. Если то, что «производится» в нем, представить глобально, то это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек. В конкретных процессах, «частях» общего педагогического процесса, решаются частные задачи, формируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.
Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.
I I. Заполните пропуски
Введение
Определение понятия «педагогический процесс». Цели педагогического процесса
Составные компоненты педагогического процесса. Эффекты педагогического процесса
Методы, формы, средства педагогического процесса
Заключение
Список литературы
Введение
Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.
В этой связи крайне важно понимать основные специфические характеристики педагогического процесса, знать, какие инструменты для необходимы для максимально эффективного его протекания.
Исследованием этого вопроса занимаются очень много отечественных педагогов и антропологов. Среди них следует выделить А.А. Реана , В.А. Сластенина , И.П. Подласого и Б.П. Бархаева . В работах данных авторов наиболее полно освящены различные аспекты педагогического процесса с точки зрения его целостности и системности.
Цель данной работы - определение основных характеристик педагогического процесса. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
анализ составных компонентов педагогического процесса;
анализ целей и задач педагогического процесса;
характеристика традиционных методов, форм и средств педагогического процесса;
анализ основных функций педагогического процесса.
1. Определение понятия «педагогический процесс». Цели педагогического процесса
Прежде чем обсуждать специфические особенности педагогического процесса приведем некоторые определения этого явления.
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» .
Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» .
Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» .
Анализируя данные определения, а также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:
основными субъектами взаимодействия в педагогическом процессе являются и педагог, и ученик;
целью педагогического процесса являются формирование, развитие, обучение и воспитание личности учащегося: «Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса» ;
цель достигается через применение специальных средств в ходе педагогического процесса;
цель педагогического процесса, также как и ее достижение обусловлены исторической, общественной и культурной ценностью педагогического процесса, образования как таковых;
цель педагогического процесса распределена в виде задач;
сущность педагогического процесса прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.
Все это и другие характеристики педагогического процесса будут рассмотрены нами в дальнейшем подробнее.
По мнению И.П. Подласого педагогический процесс выстроен на целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах .
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Постановка целей в образовании - достаточно специфичный и сложный процесс. Ведь педагог встречается с живыми детьми, и цели, так хорошо отображенные на бумаге, могут расходиться с реальным положением дел в воспитательной группе, классе, аудитории. Между тем педагог обязан знать общие цели педагогического процесса и следовать им. В понимании целей большое значение имею принципы деятельности. Они позволяют расширить сухие формулировки целей и адаптировать эти цели каждому педагогу под самого себя. В этом плане интересна работа Б.П. Бархаева, в которой он пытается в наиболее полном виде отобразить основные принципы в построении целостного педагогического процесса. Приведем эти принципы :
Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:
гуманистической направленности педагогического процесса;
связи с жизнью и производственной практикой;
соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.
Разработка средств представления содержания обучения и воспитания направляется принципами:
научности;
доступности и посильности обучения и воспитания школьников;
соединение наглядности и абстрактности в учебном процессе;
эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.
При выборе форм организации педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:
обучения и воспитания детей в коллективе;
преемственности, последовательности, систематичности;
согласованности требований школы, семьи и общественности.
Деятельность педагога регулируется принципами:
сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.
Выбор методов педагогического воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:
сочетания прямых и параллельных педагогических действий;
учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Эффективность результатов педагогического взаимодействия обеспечивается следованием принципам:
ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;
прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
2. Составные компоненты педагогического процесса. Эффекты педагогического процесса
Как уже отмечалось выше среди целей педагогического процесса как целостного явления выделяют процессы воспитания, развития, формирования и развития. Попробуем разобраться в специфике этих понятий.
По мнению Н.Н. Никитиной эти процессы можно определить следующим образом:
«Формирование - 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств.
Обучение - это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» .
При этом учитель:
) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
) учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Преподавание - это деятельность учителя по:
организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
оценке учебных достижений учащихся.
«Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.
Воспитание - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе» .
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
) передает опыт, накопленный человечеством;
) вводит в мир культуры;
) стимулирует к самовоспитанию;
) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
) работает над собой;
) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Конкретизируя для себя эти определения можно понять следующее. Педагогический процесс как сложное системное явления включает в себя все многообразие факторов, окружающих процесс взаимодействия ученика и учителя. Так процесс воспитания связан с нравственными и ценностными установками, обучение - с категориями знаний, умений и навыков. Формирование и развитие же здесь есть два ключевых и базовых способа включения этих факторов в систему взаимодействия ученика и учителя. Таким образом, это взаимодействие «наполняется» содержанием и смыслом.
Цель всегда связана с результатами деятельности. Пока не останавливаясь на содержании этой деятельности, перенесемся к ожиданиям от реализации целей педагогического процесса. Каков образ результатов педагогического процесса? Исходя из формулировок целей, можно описать результаты словами «воспитанность», «обученность».
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
«добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
«истину» как руководство при оценке действий и поступков;
«красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Обучаемость - это «приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату)» .
Это отнюдь не единственные формулировки. Важно понимать не суть самих слов, а природу их возникновения. Результаты педагогического процесса связаны с целым спектром ожиданий эффективности этого самого процесса. От кого исходят эти ожидания? В общем виде можно говорить о культурных ожиданиях, связанных со сложившемся в культуре образом воспитанного, развитого и обученного человека. В более конкретном виде можно обсуждать общественные ожидания. Они не настолько общие как культурные ожидания и завязаны на конкретном понимании, заказе субъектов общественной жизни (гражданского общества, церкви, бизнеса и пр.). Эти понимания в настоящий момент формулируются в образе воспитанного, нравственного, эстетически выдержанного, физически развитого, здорового, профессионального и трудолюбивого человека.
Немаловажным в современном мире видятся ожидания, формулируемые государством. Они конкретизируются в виде образовательных стандартов: «Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала» .
Принято разделять федеральный, национально-региональный и школьный образовательные стандарты.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.
Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.
Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования.
Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.
Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.
Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования.
педагогический процесс воспитанник обучение
3. Методы, формы, средства педагогического процесса
Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].
Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.
Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .
Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.
Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .
При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.
К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.
К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.
Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.
Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.
Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.
Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .
Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.
Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.
Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.
Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.
Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.
Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .
Особенности школьного урока:
урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
определенное организационное начало и постановка задач урока;
актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
объяснение нового материала;
закрепление или повторение изученного на уроке;
контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
подведение итогов урока;
задание на дом;
каждый урок является звеном в системе уроков;
урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
Выделяю следующие типы уроков:
урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;
урок закрепления знаний;
уроки выработки и закрепления умений и навыков;
обобщающие уроки.
Структура урока состоит обычно из трех частей:
Организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Заключение
В данной работе удалось провести анализ основных научных педагогических исследований, в результате которого были выделены базовые характеристики педагогического процесса. В первую очередь это цели и задачи педагогического процесса, основные его компоненты, несомые им функции, значение для общества и культуры, его методы, формы и средства.
Анализ показал высокую значимость педагогического процесса в обществе и культуре в целом. В первую очередь это отражается в особом внимании со стороны общества и государства к образовательным стандартам, к требованиям к проектируемым педагогами идеальным образам человека.
Основные характеристики педагогического процесса - это целостность и системность. Они проявляются в понимании целей педагогического процесса, его содержания и функций. Так процессы воспитания, развития и обучения можно назвать единым свойством педагогического процесса, его составными компонентами, а базовыми функциями педагогического процесса - воспитывающую, обучающую и образовательную.
Список литературы
1. Бархаев Б.П. Педагогика. - М., 2001.
Бордовская Н.Н., Реан А.А. Педагогика. - М., 2000.
Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2008 - 224 с.
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - 450 с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.