Сущность деятельностного подхода в образовании. Основные положения деятельностного подхода в образовании, проблемы его реализации в образовательном процессе
Главное в деятельностном подходе - это сама деятельность, деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Реализация технологии деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- 1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
- 2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей
- 3. Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
- 4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- 5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- 6. Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- 7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Деятельностный подход предполагает следующую структуру уроков введения нового знания.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
2. "Открытие" нового знания.
Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
3. Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
5. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Деятельностный аспект содержания обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие, решение коммуникативных (проблемных) задач. деятельностный преподавание профессиональный
В основе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса должны лежать принципы деятельностного подхода.
Деятельностный подход в образовании (в обучении и воспитании) - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, это методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.
Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому общению. Психология учит, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, то есть имеет определенную психологическую структуру.
Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный подход предполагает открытие перед человеком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Принципы деятельностного подхода в воспитательном процессе эффективно реализуются через образовательную технологию учебно-деловая игра.
Целью данной разработки является повышение компетенции педагогов в области организации деятельностного подхода учебно-образовательного процесса. Для этого необходимо изучить принципы деятельностного подхода в образовании.
Продуктом деятельности учебно-деловой игры станет проект "Деятельностный подход в образовании - процесс деятельности ученика, направленный на становление его личности в целом".
Сама УДИ предполагает обучение таким видам деятельности, как проектная, групповая, познавательная, информационная, коллективно-распределенная - исследует уровень понимания и готовности учителя к деятельностному подходу в организации учебно-воспитательного процесса.
В процессе УДИ реализуются следующие виды деятельности:
- - познавательная;
- - информационная;
- - групповая;
- - исследовательская;
- - проектная.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
В деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников .
Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.
Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов .
Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.
Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество .
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества» .
Как пишет Л.С. Выготский: «В основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика...» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).
Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.
Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне .
Принципы и компоненты, обеспечивающие реализацию деятельностного метода в практике преподавания.
Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения .
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
При деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности .
Мотивационно - целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность? В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также - система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии). Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.
Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.
Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской). Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена не только на сохранение мира, но и на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности. При таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию естественнонаучной картины мира, так как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта окружающего мира.
Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Если в «знаниевом» подходе основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в ДП главным средством становятся ситуации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В ДП содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации. При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания. При переходе на СДП на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации. Преобладающими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий, как признают практически все исследователи, обладают: мыследеятельностная педагогика, заданный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д.
В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.
Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты. деятельностный обучение преподавание школаРефлексивно-оценочный компонент. Деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку, а также разить рефлексию ученика, как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития, позволяет использование портфолио. Его уникальность в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился и как можно использовать приобретенные знания.
Одним из основных условий реализации деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения .
Таким образом, деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно - ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно - деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Значит, ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Следовательно, воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Литература
Асмолов А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика. - М.: 2009. - №4. - 18 с.
Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. - М. : Моек. Акад. разв. обр., 1996. - 546 с.
Каримова Э. Ю. Реализация деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС. Режим доступа: http://festival . 1 september.ru/articles/59541 9/
Кондаков А. М. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008. -39 с.
Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2005. - 25 с.
Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб. : РГПУ им. А.И.Герцена, 2004,- 7 с.
Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе. Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/527236/
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. Сущность деятельностного подхода в педагогике. Основные понятия и принципы как составная часть деятельностного подхода.
контрольная работа , добавлен 06.07.2008
Концепция системно-деятельностного подхода к обучению. Система работы и достижения качественных результатов учебной деятельности. Использование воспитателями и специалистами современных развивающих технологий с позиции системно-деятельностного подхода.
реферат , добавлен 13.12.2014
Сущность и условия реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Особенности мотивационно-целевого, содержательного, операционального и рефлексивно-оценочного компонентов образовательного процесса. Структура уроков введения нового знания.
статья , добавлен 21.11.2011
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: дидактические принципы и технологии. Роль деятельностного метода обучения в реализации современных образовательных целей. Содержание и формы обучения в технологии данного подхода.
реферат , добавлен 21.10.2013
Деятельностный подход в учебном процессе. Структура урока в технологии деятельностного подхода. Методические основы формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка. Понятие "компетенции", характеристика коммуникативной компетенции.
курсовая работа , добавлен 27.05.2014
Особенности системно-деятельностного подхода в обучении истории, его понятие и сущность. Исследование уровня познавательного интереса и познавательной активности у детей среднего школьного возраста. Разработка уроков по истории, оценка эффективности.
дипломная работа , добавлен 02.06.2015
Основы личностно-деятельностного подхода, заложенные в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева. Мотивированность как существенная характеристика деятельности. Личностно-деятельностный подход с позиции педагога и обучающегося.
реферат , добавлен 03.10.2009
Сущность коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Цели и содержание обучения английскому языку в начальной школе. Методы и приемы в обучении грамматике английского языка. Разработка планов-конспектов уроков. Результаты пробного обучения.
дипломная работа , добавлен 27.07.2017
Особенности и методы обучения информатике в начальной школе. Метод проектов и его характеристики. Планирование и организация исследования использования метода проектов при обучении информатике в начальной школе. Обработка и анализ полученных результатов.
дипломная работа , добавлен 27.10.2010
Эволюция формирования и изучения дидактических принципов и правил. Самостоятельность системы и отдельных принципов обучения. Деятельностный подход в дидактике. Принципы использования средств наглядности. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
В психолого-педагогической литературе чаще всего речь идет не просто о деятельностном, но о системно-деятельностном подходе, объединяющем в себе два подхода: системный, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Понятие системно-деятельностного подхода в образовании впервые было введено в 1985 г.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований . Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению большинства авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Все педагогические меры направляются на «организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества» .
В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных), выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий (УУД), имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Функция универсальных учебных действий - обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться .
При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Параллельно с освоением деятельности, ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний он становится субъектом образовательной деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для ученика его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей.
Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Реализация технологии деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов :
Принцип деятельности (ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений);
Принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей);
Принцип целостности (формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
Принцип минимакса (школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения);
Принцип вариативности (формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора);
Принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности).
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. В этой связи, учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями проблемного, проектного обучения, технологией учения на основе «учебных ситуаций», на основе уровневой дифференциации, проблемно-диалогической технологией, игровыми технологиями (деловые, ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технологией критического мышления, технологией «Дебаты», технологией исследовательской и проектной деятельности и др. Возможности этих технологий могут быть существенно усилены при одновременном использовании информационных и коммуникационных технологий обучения. Все они также способствуют формированию у обучающихся УУД.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет развивать мышление через обучение деятельности (самоопределение, самореализация, рефлексия), формировать систему культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах, формировать целостную картину мира, адекватную современному уровню научного знания.
Однако существуют определенные проблемы реализации деятельностного подхода в образовательном процессе. Так, Н.Л. Коршунова перечисляет следующие проблемы.
Во-первых, упоминается о том, что обычно, говоря о деятельностном подходе в отечественном образовании, имеют в виду систему развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Экольнина (как наиболее известную практику реализации деятельностного подхода в сфере российского школьного образования, проверенную временем). Однако ее применение обычно ограничивается ранними возрастами учащихся (дошкольники и младшие школьники), не охватывает подростков и старшеклассников.
Во-вторых, перечисляются недостатки системы обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина: так, основной задачей обучения по Давыдову - Эльконину является построение системы научных понятий и освоение наиболее общих принципов решения класса задач. При всей важности формирования у учащихся абстрактного, теоретического мышления к этой задаче не может быть сведено школьное образование. Обращает на себя внимание и такой аспект: даже в тех немногих образовательных учреждениях, которые работают по системе Давыдова - Эльконина, процесс обучения замыкается рамками классной комнаты, осуществляется в стерильной, оторванной от жизни атмосфере, что сближает не с лучшими традициями школьной практики.
Третьей проблемой реализации деятельностного подхода в образовательном процессе является дефицит педагогических кадров, готовых работать по новым стандартам. Школе нужны учителя, владеющие методом проектов, проблемными методами обучения, способные работать с моделями, вести хотя бы скромную исследовательскую работу. В то же время совершенно очевидно, что умения рефлексировать, обнаруживать проблемы, ставить цели и проектировать собственную деятельность еще не стали всецело и повсеместно принадлежностью профессиональной компетентности современных педагогов.
Самым слабым звеном в системе подготовки инновационных кадров является сложившаяся система подготовки учителей. Педагогическое образование в сегодняшнем его виде не ориентировано на формирование системы умений по осуществлению педагогической деятельности в ее целостном виде, т.е. на обучение педагогов рефлексии и целеобразованию, на обучение проектированию собственной деятельности, и, значит, не является подлинно деятельностным и подлинно педагогическим. Причем подготовка педагогов основана на усвоении знания о сложившейся практике как нерефлексируемой норме, что обусловливает в последующем воспроизводство этой нормы в профессиональной деятельности. Методы и технологии работы как в школе, так и в педвузе носят преимущественно традиционный характер, наблюдается недостаточное использование проблемно-поисковых, интерактивных методов обучения. Проектированию и моделированию не учат в педвузах в их массовом числе и в обязательном порядке .
Таким образом, тенденции современного образования предельно обострили, по крайней мере, две масштабные проблемы, одна из них - проблема изменения качества педагогической деятельности, вторая - проблема обновления, изменения педагогического образования. В настоящее время складывается новое понимание роли педагогического образования в развитии страны, значения его опережающего характера по отношению к другим видам и уровням образования. Поэтому на успех в деле модернизации российского образования можно рассчитывать лишь в том случае, если реформирование высшего педагогического образования будет опережающим по сравнению с реформированием других подсистем и видов образования.
Сравнительный анализ традиционного образовательного процесса и образовательного процесса, организованного на основе деятельностного подхода
Критерии для сравнения | Традиционное образование | Образование на основе деятельностного подхода |
Цель | Задаётся педагогом. Заключается в формировании системы знаний (основной акцент - на информированности личности, а не на ее культурном развитии). | В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности. Акцент на формировании готовности к осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях. |
Принципы | Сформулированы еще Я.А. Коменским: - научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); - природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется); - последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему); - доступность (от известного к неизвестному, от легкого - к трудному); - прочность (повторение - мать учения); - сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); - принцип наглядности; - принцип связи теории с практикой; - учет возрастных и индивидуальных особенностей. | - принцип деятельности; - принцип непрерывности; - принцип целостности; - принцип минимакса; - принцип психологической комфортности; - принцип вариативности; - принцип творчества. |
Содержание | Сложилось еще в годы советской власти. Определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса. И по сей день содержание образования в массовой школе является технократическим. | Дифференцировано (рассчитано и на сильного, и на слабого ученика); ориентировано на развитие личности и носит деятельностный характер; направлено на духовно-нравственное воспитание о обеспечение социализации учащихся. |
Методы | Репродуктивные (делай, как я) | Активное усвоение знаний (делайте, я с вами) |
Средства | Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели | Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели. |
Формы: - организации - обучения | Фронтальная, индивидуальная Иллюстративно-объяснительные информационные | Групповая, коллективная Проблемные (проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, Исследовательский) |
Результат | Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний | Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе учения |
План-конспект урока с младшими школьниками на основе деятельного подхода
Тема: Составление и решение задач на сложение и вычитание.
Предмет: математика.
Базовый учебник: Математика, 1 класс, УМК «Школа России», издательство «Просвещение».
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся навыка решения задач, сформулировать понятия, «больше (меньше) на …», «больше (меньше) на …», «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений; моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом.
Обучающие
Обучить учащихся построению монологического высказывания;
Организовать работу по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путем наблюдения;
Формировать у учащихся навык решения задач.
Развивающие
Способствовать развитию логического мышления учащихся;
Обогащать словарный запас учащихся;
Развивать познавательную активность;
Развивать математические исследовательские способности.
Воспитательные
Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), интерес к предмету.
Тип урока – урок сообщения нового материала.
Формы работы учащихся – индивидуальная, самостоятельная, разноуровневая.
1.Личностные УУД
- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
- осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
- принимать и сохранять заданную учебную цель,
- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- адекватно понимать оценку взрослого,
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
- обобщать полученные знания,
- использовать знаково-символическоое моделирование.
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
- слушать собеседника,
- задавать вопросы,
- контролировать действия партнёра,
- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)
- Выполнять устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
- Решать текстовые задачи, уметь анализировать задачи, оценивать правильность хода решения
- Развивать пространственное воображение.
- Вести логически-поисковую деятельность, работать с таблицами, анализировать данные и обобщать их.
Оборудование урока:
- компьютер
- интерактивная доска
- Мультимедийный проектор
- презентация урока
- демонстрационный раздаточный материал
- смайлики
- опорные слова
Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа, разноуровневая работа.
Методы обучения:
- словесный (беседа, диалог);
- практический (опыт, моделирование);
- наглядный (наблюдение, презентация);
- репродуктивный;
- исследовательский.
Технологическая карта урока.
№ | Этапы работы | Содержание этапа | Формирование УУД | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
1. | Организационный момент. Самоопределение к деятельности (2 мин) | Доброе утро, дети! Сегодня на уроке вам понадобятся учебник, рабочая тетрадь, математический пенал. - Всё готово к работе? Тогда начинаем урок математики. - Чем мы обычно занимаемся на уроках математики? (Решаем примеры, сравниваем числа, чертим и измеряем отрезки, решаем задачи, узнали из каких частей состоит задача) - Что узнали о задаче? (задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа) | УУД личностные: освоить личностный смысл учения, желание учиться. Метод: объяснительно-иллюстративный. | |||
2. | Актуализация опорных знаний. (3 мин) | Цель нашего урока - будем учиться составлять и моделировать задачи и решать их. Что такое задача? - Из каких частей она состоит? Составьте модель задачи. - Для чего нам нужно уметь решать задачи? - Прежде, чем мы продолжим работу над задачей, проверим ваши вычислительные умения - Для чего вам это нужно? | Принятие цели урока, планирование деятельности | УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач Метод: объяснительно-иллюстративный. | ||
3. | Изучение нового учебного материала. Постановка учебной задачи. (4 мин) | - Электронное приложение Дети слушают задачу: Миша положил в коробку 5 красных кубика и 2 синих кубика. Сколько кубиков стало в коробке? Составьте модель и решите задачу. Свою работу проверьте по эталону (идёт демонстрация с электронного приложения модели и решения задачи) - Оцените свою работу. (Дети выбирают жёлтый кружок.) - Вы молодцы, вы все справились с заданием. Я рада за вас! | Ответы учеников Индивидуальная работа | УУД регулятивные: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронным приложением; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. учебной деятельности УУД познавательные: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. отвечать на вопросы учителя УУД личностные: желание учиться | ||
Физкультминутка (2 мин) | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения маятника) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) | Выполняют все движения за учителем. | Организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей | |||
4. | Закрепление учебного материала. Постановка проблемного вопроса 2 (5 мин). | Послушайте, что я вам прочитаю. «У Васи было 4 красных шарика. А у Коли зелёные шарики. Сколько всего шариков у мальчиков?» - Что я прочитала? (задача) - Докажите, что это задача (есть условие, вопрос, можно её решить) - Составьте модель к этой задаче и решите её. Ситуация разрыва - Что-то не получается? В чём проблема? Давайте проверим. - Условие есть? (есть) Вопрос есть? (есть) Что не так? (дети замечают, что в условии не сказано, сколько у Коли зелёных шариков) - Какой делаем вывод? (нужно внимательно, грамотно читать задачу) - А эта задача? «У Васи было 4 красных шарика. А у Коли 3 зелёных шарика. Сколько всего шариков у мальчиков?» - Теперь можем составить модель задачи и решить её? - Проверьте по эталону свою работу. 4+3=7 (ш.) - Я рада, что вы справились с этим заданием. Оцените себя. Работа в тетради №1 - Ваша задача такова: Дополните условие и реши задачу: «У Юры было 5 машинок. Ему подарили ещё 2 машинки….. (Сколько машинок стало у Юры?) | Дети самостоятельно пытаются построить схему к условию задачи (Да.) (дети моделируют и составляют из разрезных цифр решение задачи) (дети оценивают себя кругами: жёлтым, зелёным) | УУД коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга УУД регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи УУД коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы УУД познавательные: умение моделировать и анализировать; умение наблюдать и делать простые выводы УУД познавательные: умение находить необходимую информацию УУД коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи УУД регулятивные: умение корректировать выполнение задания | ||
5. | Систематизация знаний. Первичное закрепление (10 мин) | - Составьте модель задачи, решите её и запишите решение задачи в тетрадь. - У кого что получилось? Зачитайте свои решения. - Вы молодцы, вы все справились с заданием. Я рада за вас! - Молодцы! Что помогло вам справиться с решением задачи? Докажите. - Сейчас Квадрик предлагает вам выполнить следующие задания в парах. Вы будете работать на компьютере. - Я хочу вам дать совет: Вам нужно договориться, кто будет руководителем при решении первой задачи, а затем кто будет руководителем при решении второй задачи, вам нужно будет поменяться местами. Главное договориться! - Проверьте по эталону свою первую работу, затем вторую. | Ребята выбирают правильный вариант ответа. (дети рассаживаются парами за компьютеры, договариваются и выполняют задания) | УУД регулятивные: умение соотносить правильность выполнения задания с образцом Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. | ||
6. | Рефлексия. Итог урока (7 мин) | Урок подходит к завершению. Самооценка деятельности учащихся в оценочном листе : 1.Умею внимательно читать условие задачи - Что значит внимательно читать условие задачи? 2. Умею моделировать 3 Умею решать простую задачу - А теперь проверьте себя с понедельником. Возьмите голубой лист самооценки и сегодняшний лист - Что мы видим? Мы выросли с вами? (дети сравнивают свои достижения) -Это наше достижение! - Мы справились с поставленной целью? - Спасибо за урок! Вы молодцы! | Дети оценивают себя в листах самооценки | Личностные УУД: личностный рост, личные достижения; освоить личностный смысл учения, желание учиться УУД регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | ||
7. | Домашнее задание по выбору (1 мин) | Предлагает домашнее задание (устное), (на карточках схемы, т.е. рисунки) смоделировать простую задачу. | Принимают поставленную задачу. | УУД регулятивные:Формировать умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения учебного задания. |
Литература
1. ФГОС: начальное общее образование [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx≤catalogid=959 (дата обращения: 20.09.2016).
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - Издательство: Academia, 2008. - 192 с.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Коршунова Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2 (263). - С. 55-59.
4. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании [Электронный документ]. Режим доступа: http://school11.uni-dubna.ru/deiatelnost/Konf_seminar/2011-2012/20.12.2011/statiya.pdf (Дата обращения 20.09.2016).
5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России, 2008. - 563 с.
6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
7. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2005. - 576 с.
9. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. - 2003. - № 8. С. 107 - 114.
10. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2008. – 570 с.
Деятельностный подход к предполагает:
Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)
Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.
При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой:
1. взаимодействие,
2. решение коммуникативных (проблемных) задач.
Взаимодействие при этом есть способ бытия - общение и способ действования - решение задач. “Среда учения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения”.
Во взаимодействии “учитель - ученик”, “ученик - ученик” главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия.
Понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении коммуникативных задач.
Коммуникативная задача - проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом - как эту потребность реализовать.
Субъект может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу.
Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения: принцип предметности противопоставлен принципу наглядности, принцип деятельности – принципу сознательности
Учебная деятельность как универсальный способ учения определяет особую деятельностную образовательную технологию: переход от ситуации успеха к ситуации разрыва через рефлексивную оценку, моделирование и конструирование, продвижение от диагностической работы на входе, проверочная работа как переход от одной учебной задачи к другой, перенос способов действий и средств реальные ситуации.
Так что же такое универсальные учебные действия?
- В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур.
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
Учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
- придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Культурно – исторический системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского,
А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.
Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно - деятельностный подход.
Обеспечение системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.