Роль производственной практики в обучении. Профессиональная практика: место и роль в подготовке будущего специалиста
Министерство образования и науки Российской Федерации
Рубцовский индустриальный институт
(филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Т.А. Убогова, А.В. Шашок
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
направления 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»
Рубцовск 2014
УДК 621.311.1 (075.5)
Ж.В. Симсиве, Т.А. Убогова, А.В. Шашок. Программа производственной практики направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск: РИО, 2014.- 15 с.
Приведены программа производственной практики, задание, календарный план, методические указания по оформлению отчета. Для студентов 2 курса обучающихся по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»
Программа производственной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ТиТМиПП РИИ АлтГТУ
Протокол № 7 от 5 09.2014 г.
Резензент:
профессор кафедры НТС
к.т.н., профессор
А.Н. Площаднов
1 Общие положения. 4
1.1 Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров 4
1.2 Цели и задачи производственной практики. 4
1.3 Сроки проведения производственной практики. 5
1.5 Требования к знаниям умениям и навыкам, которые должны быть получены или закреплены.. 6
2 Задание производственной практики и календарный план его выполнения 9
3.1 Характеристика заданий и методические рекомендации по их выполнению 10
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 10
4. Требования к отчету студента о практике. 11
5. Обязанности студента-практиканта. 12
Форма листа задания. 13
Календарный план практики. 14
Форма титульного листа отчета о практике. 15
Общие положения
Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров
Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей закрепление студентами получаемых теоретических знаний, а также получение практических умений и/или навыков непосредственно на машиностроительных предприятиях. В процессе прохождения производственной практики студенты знакомятся с основными принципами функционирования машиностроительных предприятий и их отдельных подразделений. Кроме того в процессе прохождения производственной практики студент собирает материал для выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам профессионального цикла.
Архипова М.Н. Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2017/m5-statya-2017-1/742-00272. - ISSN 2413-4066
Архипова Марина Николаевна
Преподавател ь
Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального
становления студентов
Аннотация: В данной статье раскрывается роль учебной и производственной практик, как важного этапа в рамках учебного процесса, так как именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Все это даст возможность молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.
Ключевые слова: право социального обеспечения, профессиональное обучение, практическая деятельность, учебная и производственная практика, современные модели социальной работы, технологии и методы социальной работы, принципы деятельности социального работника, квалифицированный специалист.
Становление федеральной системы социального обеспечения представляет собой долгий процесс. Нормы права социального обеспечения постоянно развиваются, меняются, совершенствуются. Однако особая значимость отраслевых норм, их роль для каждого человека по-прежнему сохраняются. Право социального обеспечения, его нормы сопровождают каждого человека с момента его рождения до самой смерти. Ведь в основу возникновения отношений в области социального обеспечения положены такие жизненно важные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, необходимость в социальной помощи и поддержке.
Дисциплина «Право социального обеспечения» является основополагающей в профессиональной подготовке будущего социального работника. Это обусловлено в первую очередь спецификой его профессиональной деятельности. Социальный работник должен уметь оказывать материально-бытовую помощь, морально-правовую поддержку и выполнять надомное социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В его должностные обязанности входит выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, проживающих в зоне обслуживания, нуждающихся в помощи и поддержке. Он определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. В обществе возникает потребность в специалистах, работающих в сфере социального обеспечения.
Учебные заведения среднего профессионального образования готовят специалистов в области социального обеспечения и социальной защиты населения. В настоящее время
требования к таким специалистам завышены, ведь они работают прежде всего с людьми, с населением.
В связи с этим огромное значение придается поиску приемов и способов, повышающих уровень специалистов. К числу таких способов и приемов относится организация полноценной и эффективной учебной и производственной практик.
Практика становится решающим, ключевым звеном в системе профессионального обучения. Предусмотренная федеральным государственным образовательным стандартом практика студентов в настоящее время стала не только составной частью учебного процесса, но и период, когда студенты могут применить полученные знания, умения, навыки в учреждениях или в организациях социальной защиты населения.
Практическая деятельность студентов может выполнять адаптационную, обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Все перечисленные функции знакомят обучающихся с законодательными основами будущей профессии или специальности, с различными видами работ, формируют у будущих специалистов толерантность, выдержку, усердие, ответственность за принятые решения, помогают будущим специалистам устанавливать контакт с населением, учат ориентироваться в системе социально-производственных отношений и связей, формируют и развивают у студентов-практикантов в процессе прохождения практики организаторские способности. Во время прохождения практики обучающиеся развиваются как личностном, так и в профессиональном плане, учатся мыслить и действовать как профессионалы, опирающиеся на здравый смысл и знания, умения и навыки, полученные в колледже.
В результате прохождения учебной и производственной практик в учреждениях и организациях социального обеспечения студенты анализируют действующее законодательство в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; принимают документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала; разъясняют порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления; формируют пенсионные дела; составляют проекты на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем; консультируют граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; запрашивают информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализируют полученные сведения.
При прохождении учебной и производственной практик студенты обязаны: подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики; выполнять все виды работ, которые не противоречат должностной инструкции работников по профессии и не угрожают здоровью практикующихся студентов; выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок.
Обучающиеся, не прошедшие учебную и производственную практики или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.
В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчетности студентов о прохождении практик определяются учебным заведением.
В качестве отчетных материалов о прохождении практики в колледже выступают:
1. Аттестационный лист по производственной практике. Для его заполнения используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом;
2. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме, включающий в себя место и сроки прохождения практики.
В установленный срок студент составляет письменный отчет в форме Microsoft Word, оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.
Все оформленные отчетные документы по практике располагаются в следующей последовательности:
1. Титульный лист. Отчет о выполненных заданиях.
2. Копия приказа с предприятия об устройстве студента на практику.
3. Задания.
4. Дневник по практике.
5. Характеристика.
6. Приложения.
Отчет по практике должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам:
Введение:
Цель, место, дата начала и продолжительность практики;
Перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.
Основную часть:
Описание организации работы в процессе практики;
Описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; в отчет по каждому из видов заданий должны входить следующие составляющие: тема, формулировка задания, этапы его выполнения, навыки (приобретенные за время его выполнения);
Перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.
Заключение:
Необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;
Дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;
Сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.
Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.
Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.
По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости, аттестационном листе по практике и зачетной книжке.
При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.
Таким образом, учебная и производственная практики - это важный этап в рамках учебного процесса. Именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Успешно пройдя учебную и производственную практики, студенты должны знать и владеть основными современными концепциями и моделями социальной работы; общими и частными технологиями, методами социальной работы; основными принципами деятельности социального работника; структурами, которые способны оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. А все это поможет молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.
1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2014. - 512 с.
2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник/В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2012. - 152с.
3. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. оразования/ М.Н. Гуслова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256с.
4. Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. Эффективная практика как ключевой элемент профессионального образования /Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. //Среднее профессиональное образование. - 2014. - №3. - С. 14-16.
Marina Arkhipova
Center college of application-oriented qualifications of FSBEI HE Michurinsk SAU,
Role of Educational and Industrial Practice in the Course of Professional Formation of
Abstract: This article explores the role of educational and industrial practices, as an important step in the framework of the educational process, as it allows a young specialist to establish themselves, to improve their skills, learn how to establish contact at work, apply their in college knowledge, skills, skills. All this will enable the young specialist to be in demand and competitive in the labor market.
Keywords: right to social security, vocational training, practical work, training and manufacturing practices, current models of social work, technology and methods of social work, the principles of activity of a social worker, a qualified person.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Институт экономики и управления
Кафедра экономики кино и телевидения
Н.И. Гаврильчак
А.Б. Смирнов
С.Н. Сапелко
Е.В. Смолокуров
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
студентами факультета управления специальности 080502.65
«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания специалиста по циклу «Практики» (П.02.2) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Преддипломная практика направлена на получение студентами практических знаний и навыков профессиональной деятельности по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Преддипломная практика способствует закреплению и систематизации теоретических знаний, приобретению профессиональных умений, опыта, а также подготавливает студентов к написанию выпускной квалификационной работы. Требования к организации практики определяются ГОС ВПО.
Учебно-методическое пособие «Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» подготовлено в соответствии с учебной программой курса и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям) для всех форм обучения.
1 Общие положения ………………………………………………………..….…3
1.1 Роль и значение преддипломной практики в подготовке
экономистов-менеджеров ….………………………………………………..…...3
1.2 Цели и задачи преддипломной практики ………………….………..……....6
1.3 Сроки проведения преддипломной практики ……………………..…….….8
1.5 Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны
быть приобретены или закреплены ………………………………………....…9
1.6 Рекомендации по формированию универсальных и профессиональных компетенций у студентов в период прохождения преддипломной практики ……………………….............................................................................................10
2. Программа преддипломной практики……………………..………….…..…11
3. Организация прохождения преддипломной практики……………….……14
4 Требования к отчету студента о преддипломной практике ……..................16
5.Обязанности студента–практиканта……………………..…………………..23
6.Подведение итогов преддипломной практики ……………………………...23
Приложения ……………………………………………………………………..31
Общие положения
Роль и значение преддипломной практики в подготовке экономистов-менеджеров
Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики и управления и проводится на предприятиях и организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность во всех сферах и отраслях национальной экономики и имеющих непосредственное отношение к получаемой студентами специальности.
Преддипломная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических и практических знаний студентов, приобретения профессиональных навыков работы по специальности, подготовки дипломной работы. Требования к организации практики и ее содержание определяются ГОС ВПО.
Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми между университетом и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий и организаций. Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, преддипломную практику, как правило, проходят в этих организациях.
Руководство преддипломной практикой студентов со стороны Университета осуществляется кафедрой «Экономика кино и телевидения», непосредственно – лицом, ответственным за практики.
Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:
В установленном порядке ежегодно формирует базы практики на предстоящий учебный год в соответствии с графиком учебного процесса;
Организует выпуск приказа по университету по проведению практики;
Обеспечивает руководителей практики и студентов-практикантов программами практики;
Осуществляет контроль за проведением практики студентов;
Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (проведение инструктажей о порядке прохождения практики и по технике безопасности, подготовку сопроводительных писем и другой необходимой документации);
Обеспечивает компетентностный подход руководителей к проведению практики;
Обеспечивает студентов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики;
Совместно с руководством кафедры формирует комиссию по приему защиты отчетов о преддипломной практике, разрабатывает график ее заседаний и принимает участие в ее работе;
Организует на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике.
Каждому студенту назначается из числа ведущих преподавателей кафедры руководитель практики, который:
Участвует в проведении всех организационных мероприятий по практике, проводимых на кафедре «Экономика кино и телевидения»;
Совместно с руководителями практики от организации составляет рабочую программу проведения практики;
Разрабатывает тематику заданий и календарные планы практики;
Принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
Совместно с руководителями практики от организации осуществляет контроль за соблюдением студентами правил техники безопасности;
Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
Оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломной работе, способствует формированию компетенций студентам в ходе практики;
Оценивает результаты выполнения студентами программы практики.
Преддипломная практика студента должна проходить в одном изподразделений предприятия, организации СКС, являющегося местом практики, выполняющего экономические, организационные или управленческие функции. С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики с сохранением рабочего места в данном подразделении.
На время практики студент может быть принят на вакантную должность с оплатой. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства, действующие на предприятии.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового Кодекса Российской федерации), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса Российской Федерации).
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.
Для руководства преддипломной практикой от предприятия назначается руководитель из числа квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование и соответствующую должностную категорию (главный, ведущий специалист, специалист I категории).
Руководитель практики от предприятия:
Организует практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики:
Создает необходимые условия для получения студентами в период практики всей информации;
Совместно со студентом и руководителем от кафедры разрабатывает календарный план прохождения практики и осуществляет контроль его выполнения;
Оказывает студенту необходимую помощь в выборе темы дипломной работы, представляющей практический интерес для предприятия, в составлении плана работы по теме;
Оказывает помощь студенту в сборе и обработке первичной экономической информации по предприятию для выполнения дипломной работы;
Обеспечивает студенту возможность пользоваться техникой для анализа и обработки первичной экономической информации (ПК, вычислительная техника и т.п.);
Контролирует дисциплину студентов в период практики;
По окончании практики дает характеристику студента с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики;
Предоставляет студенту возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов исследования по теме дипломной работы;
Готовит при необходимости отзыв на дипломную работу студента с оценкой уровня и качества ее выполнения и возможностей использования предложений, рекомендаций и выводов студента по исследованной проблеме в работе предприятия.
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Субочева Алла Олеговна 2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат технических наук, доцент кафедры "Управление персоналом"
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой "Управление персоналом"
Аннотация
В настоящее время в рамках образовательного процесса ВУЗа используются разнообразные средства, направленные на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор студентов. По мнению авторов статьи, одним из важных инструментов, влияющим на профессиональное самоопределение студентов оказывает и учебная практика. В данной статье представлены результаты социологического исследования влияния учебной практики на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор в двух московских ВУЗах.
THE STUDY OF THE ROLE OF EDUCATIONAL PRACTICE AS AN ACTIVE METHOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Subocheva Alla Olegovna 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor of Department "Personnel Management"
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, Deputy head of Department "Personnel Management"
Abstract
Currently, within the educational process of the University uses a variety of tools aimed at professional identity and professional students" choice. According to the authors, educational practice an important tool that affect professional self-determination of students and provides. This article presents the results of a sociological study of the effect of training practices on professional identity and professional choice in two Moscow Universities.
Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).
В современном образовании понятие профессиональное самоопределения студента является одним из основополагающих и оказывает влияние на стратегию развития современного ВУЗа, на содержание и направленность профессиональных программ, подбор преподавателей, содержание внеаудиторной и научной работы. Но в большей степени конечно профессиональное самоопределение важно для самого студента как будущего специалиста.
Говоря о профессиональном самоопределении важно разделять понятия «профессиональный выбор» и «профессиональное самоопределение». Профессиональный выбор представляет собой решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека, которое может быть осуществлено даже и без учета его отдаленных последствий. В этом случае выбор профессии (как достаточно конкретный жизненный план) не будет опосредован отдаленными жизненными целями .
Выбор будущей профессии является одним из самых главных моментов в жизни молодежи. Этот выбор индивидуален. Являясь частью личностного самоопределения, он имеет большое значение для будущего специалиста как в социальном, так и в личностном плане. Выбор профессии – это главная социальная задача юношеского возраста.
Профессиональное самоопределение ряд исследователей рассматривают как процесс, который охватывает практически весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности .
В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, многими исследователями выделяются различные этапы: 1) дошкольного и школьного развития, выбора профессии (проектирования профессионального старта и жизненного пути); 2) период профессиональной подготовки и период дальнейшего становления профессионала.
Первый этап по профессиональному самоопределению человека начинается ещё в школе, когда перед учащимся старших классов встает выбор продолжения обучения: в школе, затем – в высшем учебном заведении или в среднем специальном учебном заведении, одновременно получая среднее и профессиональное образование. Процесс выбора профессии – сложный процесс, который подвержен влиянию множества факторов, таких как интересы человека, родители, учебное заведение, СМИ и др. По мнению ряда исследователей, решающее воздействие на принятие решения в данной сфере оказывает социальная среда. Существующие в данной области исследования свидетельствуют, что около 52% опрашиваемых школьников отвечают, что на их выбор повлияли родители и родственники, около 14% – «советы друзей», 11% – профориентация в школе .
Способствовать выбору профессии в настоящее время может новый просветительско-образовательный проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» для школьников, студентов и взрослых, который начался в Москве в сентябре 2013 года. В его рамках заявлено более 300 мероприятий, проводимых вузами, музеями, историко-культурными комплексами Москвы (лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые проводятся не только по субботам, но и в будние дни), каждое из направлено на оказание помощи молодежи в выборе будущей профессии. В проекте есть программы, рассчитанные на дошкольников и учащихся младших классов, предусмотрены разные формы посещения: индивидуальные, групповые и семейные. Общедоступный характер проекта, заключающийся в том, что учащиеся школ, колледжей, вузов могут посетить все организуемые мероприятия, будет способствовать широкому охвату аудитории .
Второй этап профессионального самоопределения происходит уже в процессе обучения в учебном заведении высшего или среднего профессионального образования. В этот период происходит усвоение обучающимся системы основных концептуальных и ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение профессиональными компетенциями, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально важные личные качества, оценивается профессиональная пригодность. Именно в этот период молодые люди оценивают правильность собственного профессионального самоопределения. Здесь уже многое зависит от политики, проводимой в отношении будущей профессии и дальнейшего трудоустройства выпускника того или иного направления подготовки (специальности). Для студентов старших курсов (особенно – для выпускного курса) в этот период остро встает вопрос о выборе конкретного места работы, оценки своей специальности не столько с позиций своих личных склонностей, способностей и интересов, а и с точки зрения ее актуальности и востребованности на рынке труда.
Однако в образовательной политике вуза и в организации учебного процесса не всегда учитывается необходимость подготовки выпускников к трудоустройству после обучения. После 1993 г. обязательное распределение выпускников вузами России не осуществляется. Тем не менее, во многих вузах созданы подразделения, отвечающие за трудоустройство своих выпускников.
По нашему мнению, в учебных заведениях очень важно использовать активные методы профессионального самоопределения , такие как научно-практические студенческие конференции, «Дни карьеры», учебные практики и др. Под учебными практиками в данной статье понимаются все виды практик, проводимые вузом в процессе обучения студентов, в том числе производственная и преддипломная. Учебная практика играет значимую роль в профессиональном становлении будущего молодого специалиста. Каждый вид учебной практики направлен на обогащение знаний студентов профессиональным опытом; способствует формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности. В процессе учебной практики от студента требуется профессиональная мобильность, т. е. быстрая социально-психологическая и информационная адаптация к новым для него условиям и развитие его способности к самообучению (адаптация на рабочем месте). Помимо саморазвития студентов на новом рабочем месте на их профессиональное самоопределение влияет база практики – организация-работодатель в лице ее руководителей и линейного персонала, занятых в процессе прохождения практики студентами-практикантами. Важно, чтобы цели практики, поставленные перед студентом-практикантом, совпадали с целями руководителей практики от организации.
Проблема влияния прохождения учебной практики на профессиональное самоопределение студентов является недостаточно изученной, но в условиях модернизации системы профессионального образования и новой ее стратегии является очень актуальной.
Основные вопросы, которые мы хотели прояснить в ходе исследования, заключались в следующем.
- Каким образом студенты оценивают полезность практического опыта, получаемого ими в процессе прохождения учебной практики?
- Оказывает ли прохождение практики существенное влияние на изменение профессионального выбора студентов?
- Насколько сформировалось чувство профессиональной принадлежности у студентов, прошедших практику?
Исследование проводилось методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 124 студента двух московских ВУЗов: Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Профиль респондентов более подробно представлен в таблице 1. Результаты опроса обрабатывались с помощью программы SPPS.
Таблица 1 – Профиль респондентов (n=108 чел.)
Была изучена структура мест прохождения практики: 96,7% из опрошенных студентов проходили практику, причем только 30,6% опрошенных проходили практику в коммерческих организациях, 67,7% – в бюджетных организациях и на госслужбе. Вместе с тем, в будущем 56% студентов хотели бы проходить практику в коммерческих организациях.Абсолютное большинство студентов указали на самостоятельность выбора будущей профессии (79%) при поступлении в ВУЗ.
85,2% указали на положительную роль прохождения практики в процессе профессионального самоопределения (или оценили полезность прохождения практики).
В ходе исследования было изучено мнение студентов об уровне организации и содержании практики: 77% студентов положительно оценили уровень организации практики, понравилось содержание практики 67,2% опрошенных.
Как показало исследование, более половины опрошенных студентов (58%) в процессе прохождения практики не изменили своего отношения к выбранной профессии. Анализ показал низкий уровень корреляции между изменением отношения к выбранной профессии после прохождения практики с уровнем организации практики (значение коэффициента Спирмена – 0,278) и содержанием практики (значение коэффициента Спирмана – 0,264) (таблица 2).
Таблица 2 – Непараметрическая матрица корреляции изменения отношения к выбранной профессии с уровнем организации и содержанием практики
Показатель |
Изменение отношения к выбранной профессии |
Отношение к уровню организации практики |
Отношение к содержанию практики |
|
1 | Изменение отношения к выбранной профессии | |||
2 | Отношение к уровню организации практики | |||
3 | Отношение к содержанию практики |
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор формируется в основном до поступления в ВУЗ. Именно по этой причине прохождение практики не оказывает решающего фактора на изменение отношения к выбранной профессии.
Одной из позитивных тенденций, выявленной в ходе опроса, является желание большинства студентов (60,7%) работать после окончания ВУЗа по выбранной специальности и их стремление стать профессионалами в своей области, причем 54,7% опрошенных хотели бы работать в коммерческой организации, а 21,3% – планируют открыть собственное дело.
Вместе с тем 13,1% опрошенных студентов работать по полученной специальности в будущем не собираются, а 26,2% – пока находятся процессе самоопределения.
16,7% опрошенных студентов совмещают учебу с работой, что является одной из часто встречающейся причиной пропуска учебных занятий.
В целом можно отметить положительное влияние учебной практики на профессиональное самоопределение студентов, но не решающее, поскольку свой профессиональный выбор был ими сделан до поступления в учебное заведение. Большинство студентов, прошедших учебную практику в организации, положительно оценивают полученный производственный опыт, что влияет на их мотивацию в дальнейшем освоении профессиональных основ. Многие студенты отмечают полезность учебной практики с точки зрения получения и развития профессиональных навыков. Кроме этого, учебная практика положительно влияет на информированность студентов о будущей профессиональной деятельности, формирует чувство принадлежности к профессиональному сообществу, способствует осознанию трудностей будущей профессиональной деятельности, развивает профессиональные компетенции.
Количество просмотров публикации: Please wait 21 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)
В исследовании авторы обозначили вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, предполагающей формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением на практике полученных психолого-педагогических и теоретических знаний. В статье представлены результаты исполнения проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014г., реализуемого Сибирским федеральным университетом. В статье авторами описаны результаты собственных исследований в области совершенствования педагогической практики в сфере образования.
прикладной бакалавриат
непрерывная практика
учебная практика
1.Бахор Т.А., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Лобанова О.Б., Мосина Н.А., Плеханова Е.М., Коршунова В.В. Педагогическая практика в подготовке бакалавров педагогического образования в контексте ФГОС: взгляд на проблему// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www..02.2015).
2.Газизова Т.В., Зырянова О.Н., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Бахор Т.А., Коршунова В.В. Усиление практической направленности обучения будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в процессе проектной деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www..01.2015).
3. Калацкая Н.Н. Психолого-педагогическая практика: программа и методические рекомендации.- Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2014.
4. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Мосина Н.А. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www..10.2014).
5. Куликова Л.М. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений [Электронный ресурс] http://lib.sportedu.ru/ (дата обращения 29.04.2015)
Реформирование экономической, социальной и других областей ориентируют педагогическую общественность на переориентацию отечественной высшей школы, позволяющую создавать условия для индивидуального развития и саморазвития студента, предполагая его вовлеченность в процесс обучения на основе свободного выбора образовательного маршрута, соответствующего его уровню знаний и умений в допрофессиональной подготовке, индивидуальным способностям и познавательным потребностям.
В описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) рекомендовано ориентироваться на трудовые действия, необходимые в профессиональной деятельности педагога, в частности - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; формирование универсальных учебных действий и т.д. Формирование данных трудовых действий невозможно без привлечения будущих педагогов к практической деятельности в образовательных организациях.
Очевиден тот факт, что модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога .
В нашем исследовании обозначены вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, под которой нами понимается организация образовательного процесса в системе бакалавриата педагогического направления подготовки, основывающаяся на идее индивидуализации образовательного процесса и предполагающая формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением в ней психолого-педагогических знаний и применением на практике полученных теоретических знаний.
На решение поставленных проблем направлен проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования», в рамках исполнения работ, в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. В рамках данного проекта по разработке и внедрению новых программ подготовки учителей начальных классов была создана принципиально новая модель подготовки учителей начальных классов в формате практического бакалавриата .
В рамках реализации проекта в подготовке студентов - будущих бакалавров педагогики уделено особое внимание организации педагогической практики.
Проблемам организации практики посвящено большое количество исследований, в которых авторы рассматривают различные ее аспекты: практика как средство социализации личности будущего учителя (И.И. Волощенко и др.); педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностного становления (М.Н. Бурмистрова Н.Ю. Бутко, Е.Г. Саливон и др.), практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза (Т.А. Крюкова, С.В. Милицина, В.И. Стенькова, Т.Г. Чешуина и др.), педагогическая практика как составляющая подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (Т.М. Митрофанова, Н.В. Неводниченко и др.), педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций (С.М. Дзидоева и др.), педагогическая практика как средство профессиональной адаптации (О.В.Буданова и др.), формирование опыта профессиональной деятельности будущего учителя в период практики (Е.Н. Мокиенко, М.В. Широкова, А.Н. Саврасова, Х.А. Раджабов, А.Н. Яковлева и др.).
Сегодня в России широко обсуждаются проблемы качества школьного образования, которые напрямую зависят от качества подготовки будущих учителей . Куликова Л.М. в своем исследовании говорит о непрерывной педагогической практике как части учебного процесса в педагогических учебных заведениях, выделяет непрерывную практику как средство овладения не только профессиональными умениями и навыками, но и научными методами преподавания и педагогическим опытом, как средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности .
С целью формирования у будущих бакалавров вышеуказанных трудовых действий, делается особый акцент на разработке программы прохождения учебной практики, в заданиях обязательно учитываются потребности образовательных организаций, с которыми сотрудничает вуз в рамках проведения учебной практики.
В учебном плане прикладного бакалавриата предусмотрено 6 зачетных единиц, отводимых для прохождения практики, которая включает в себя такие виды, как: учебная практика, летняя педагогическая практика, производственная педагогическая практика, научно-исследовательская работа.
- принцип последовательность предполагает поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
- принцип преемственности предполагает, что когда освоение нового осуществляется на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах практической подготовки;
- принцип динамичности, то есть постепенного усложнения задач различных видов практики, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности, которая от курса к курсу становится все ближе к деятельности профессионала;
- принцип полифункциональности или одновременного выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-развивающей и пр.) и овладения различными профессиональными ролями (организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.).
В 2014-2015 учебном году студенты прикладного бакалавриата обучаются на первом курсе, в соответствии с учебным планом они проходят в течение всего года учебную практику, которая направлена на формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, на освоение ими трудовых действий предусмотренных основной образовательной программой бакалавриата в соответствии с ФГОС, а так же профессиональным стандартом педагога.
Учебная практика проводится как в вузе, так и в образовательной организации с целью изучения опыта решения конкретных профессиональных и производственных задач в соответствии с заданиями практики.
Особенность организованной нами учебной практики в том, что часть практических занятий по некоторым дисциплинам выносятся непосредственно в школу, она проходит параллельно с изучением таких учебных дисциплин, как: «История и теория обучения и воспитания», «Естественнонаучная картина мира», «Экономика», «Социальная психология» и др. Получаемые задания реализуются в течение всей практики, результаты обсуждаются в образовательном процессе на семинарских занятиях в вузе. Учебная практика позволяет соотнести теоретические знания, полученные при изучении дисциплин образовательных модулей и сформировать навыки их практического применения.
В ходе учебной практики студенты осваивают информационно-образовательную среду школы, участвуют в ее формировании, наблюдают за организацией учебного процесса, учатся работать в команде.
Грамотная мотивация первокурсников на установочном тренинге, а также последующие усилия преподавателей по популяризации педагогической деятельности способствовали эффективному внедрению студентов в образовательный процесс начальной школы: они быстро нашли контакт со школьниками, освоились в школе, ознакомились с документацией школы и учителя и проводили воспитательные мероприятия с обучающимися.
Достижение студентами образовательных результатов диагностировалось с помощью проведенного квеста, на одной из станций которого им было необходимо их продемонстрировать при решении проблемных педагогических ситуаций, а также смоделировать некоторые ситуации, с которыми студенты встретились в процессе прохождения практики в школе.
Таким образом, учебная практика на первом курсе является звеном в непрерывной педагогической практике - в ее ходе осуществляется непрерывность в организации образовательного процесса в ВУЗе и практической деятельности студентов в образовательной организации.
Вопросы организации педагогической практики студентов в условиях бакалавриата рассматриваются нами с позиции взаимосвязи и взаимодействия теории и практики в процессе обучения. Для понимания особенностей соотношения теоретического обучения и педагогической практики в подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Психолого-педагогическое образование» («Учитель начальных классов») был проведен анализ ФГОС ВО, учебного плана по данному профилю который показал, что по сравнению с прошлым учебным годом 2013-2014 гг. в отношении учебной практики количество зачетных единиц составляло 3 з.е., а в учебном плане 2014- 2015г это число увеличилось в два раза, что составило 6 з.е. при том, что общий объем зачетных единиц предусмотренных по учебным дисциплинам по сравнению с прошлым годом уменьшились с 57 з.е до 55 з.е.
Как отмечает Н.Н. Калацкая, практика будущих педагогов выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую .
Адаптационная функция проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами, условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательных организаций и организаций психологической помощи, но и с основными направлениями, содержанием, формами и способами работы практических психологов, работающих в данных организациях.
Обучающая функция состоит в том, что полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т.е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных профессиональных компетенций, формирование профессионального сознания. Обучение и профессиональное воспитание осуществляется во время практики во всех видах деятельности.
Воспитывающая функция практики состоит в том, что у будущего выпускника формируются профессиональные качества личности: социальная чувствительность, навыки воздействия на других людей, способность работы над собой и т.д. Начиная работать относительно самостоятельно, студенты понимают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.
В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практиках формируются и развиваются проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование), конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств), организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых) умения студента-практиканта; вырабатываются коммуникативные умения, позволяющие устанавливать контакт с клиентами, взаимодействовать. В ходе практики студент развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт, осуществлять самоанализ собственной личности, деятельности и общения.
Диагностическая функция практик является одной и важнейших. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего учителя начальных классов, его сильные и слабые стороны.
Учебная практика бакалавров педагогики является частью их профессиональной подготовки и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих учителей начальных классов, призвана дать студентам возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес в научно-исследовательской сфере. Эта практика имеет вводно-ознакомительный характер и нацелена на первичное погружение в педагогическую деятельность.
В своих рефлексивных отчетах о прохождении учебной практики некоторые студенты высказывались о том, что были не готовы к взаимодействию с детьми сразу, на первом курсе не ожидали этого, но в ходе практики сделали для себя вывод, что им удалось справиться с волнением, и все задачи практики были выполнены. Некоторые студенты выразили удивление большим количеством документации, которая существует в школе и которую надо заполнять педагогу.
В рефлексивных отчетах прослеживается то, как студенты изменяли свое отношение к практике с первого дня до ее завершения, многие, заполняя дневники практики в первые дни, писали о том, что практика на первом курсе - слишком ранее событие для них, но по завершению первого этапа приходили к выводу, что для них такой способ проведения практики был полезен и эффективен.
Около 20% студентов отметили, что формулировки трудовых действий, которыми им предстоит овладеть в ходе практики, оказались им не совсем понятными, например: Д.2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования; Д.20. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Практиканты отмечали, что, как в начале практики, так и по ее завершению, им было непросто определить у себя уровни сформированности вышеуказанных образовательных результатов.
Однако, имели место и первокурсники, которые не затруднились с самооценкой, пояснив, что заданные образовательные результаты, на их взгляд, на первом курсе не могут быть сформированы выше репродуктивного уровня и ставят перед собой целью на втором курсе достичь продуктивного, а впоследствии и конструктивного уровней.
Таким образом, в контексте непрерывной педагогической практики, роль учебной практики заключается в погружении студентов в реальный образовательный процесс в школе. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, требующей от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.
Рецензенты:
Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Газизова Т.В., Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Колесникова Т.А., Коршунова В.В. РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ(НА ПРИМЕРЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20028 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»